Как создавалось подразделение тестирования в ООО Комус

Как создавалось подразделение тестирования в ООО Комус

Когда я трудоустраиваюсь в новую компанию, то в голове всегда возникает вопрос «Как и когда было создано подразделение, в которое я устраиваюсь?». Не знаю почему, но история появления подразделения или компании меня всегда интересует. Любопытство? Возможно. Когда я пришёл работать в ООО «Комус», то мне интересно было обнаружить в коридоре на стене на одном из этажей офисного здания частицу истории развития и становления компании. Я с удовольствием шёл вдоль стены и изучал различные факты о компании.

В компании я отработал 2,5 года, прошёл сложный путь развития подразделения тестирования. На текущий момент настало время, когда я решил покинуть компанию. Размышляя о пути, который я прошёл в рамках компании, мне пришла идея описать процесс становления подразделения тестирования в данной компании, чтобы в будущем ребята, которым интересна данная тема могли прочесть об этом. Чтобы рассказать всё подробно надо будет написать книгу, однако я перед собой не ставлю такой цели, поэтому история будет сжата, чтобы поместиться в текущей статье. Заранее извиняюсь перед теми, кто хотел бы узнать историю в деталях. Итак, начнём.

Начну с себя. Шёл 2018 год, и я был сотрудником ныне не существующего банка – «РосЕвроБанк», который был поглощён другим российским банком. Наступил октябрь и шёл процесс вливания банка в другой банк, шла реструктуризация, сокращения и прочие сопутствующие процессы. Я не стал дожидаться когда буду сокращён или переведён в новый банк. Оба варианта меня не устраивали. Пришлось выйти на рынок труда. И меня сразу же пригласили в ООО «Комус». Собеседования и обсуждения трудоустройства опускаем.

Когда меня пригласили трудоустроиться в компанию, мне сразу сообщили, что подразделения тестирования в компании не существует и его необходимо создать с чистого листа. Аналогичный опыт у меня уже был, и по сути мне необходимо было повторить то, что я уже неоднократно делал. Поэтому я воспринял данную информацию спокойно, хотя и понимал, что создание подразделения в одной из крупнейших компаний, в которой два десятка крупных промышленных информационных систем, поддерживающих бизнес-процессы компании и столько же мелких – задача не из лёгких. Но сложная задача для меня как красная тряпка для быка, и чем больше о ней говорят, тем больше у меня желания её реализовать.

Дополнительно мне сообщили, что многие кандидаты до меня отказывались от данной должности, также были те которые выходили на работу, понимали масштабы и тут же увольнялись. Я решил принять предложение. Далее было трудоустройство и подписание документов.

Алгоритм действий при создании отдела я описывать в данной статье не буду, так как он описан мной в статье Как создать отдел тестирования программного обеспечения. Прочтите её после прочтения данной статьи.

6 ноября 2018 года, в первый день, я вышел на работу и обнаружил, что рабочего места у меня нет. В этот момент начиналась цифровая трансформация компании и департамент IT быстро рос. Для расширения оперативно были арендованы дополнительные площади в соседнем здании и проводился ремонт. Меня не смутило данное обстоятельство и мне предстояло где-то себя разместить. В итоге в течение нескольких дней я нашёл себе рабочее место и подселился в кабинет к разработчикам, которые занимались разработкой интернет-магазина компании. У них «чудом» нашлось одно место для меня. Техники для меня также не было, так как её не успевали так быстро находить под запрос IT. Дальше мне надо было думать где размещать будущих сотрудников подразделения. Узнав, что на новые площади переместятся сотрудники с которыми я сейчас занимал помещение и сотрудники из других кабинетов, мной было принято решение о дальнейшем «захвате» освободившихся помещений, а до этого я перехожу в режим «ожидание помещений» и готовлю всю необходимую документацию по своему подразделению, изучаю процессы компании, процессы разработки информационных систем, выявляю проблемные системы, которые необходимо начинать тестировать в первую очередь. В общем делаю всё то, о чём писал в статье, о которой говорил вам выше и временно использую свой личный ноутбук для работы.

Прошёл месяц. Я изучил процессы компании, процессы разработки ряда систем, определил самые проблемные системы и вектор развития, подготовил план развития. В процессе работы постоянно синхронизировался с руководством и при необходимости проводил корректировки в планы подразделения. Разработчики начали переезжать в соседнее здание и в этот момент я «захватил» кабинет на 8 рабочих мест, что уже позволило в дальнейшем мне набирать команду. На тот момент было открыто 4 вакансии специалистов по тестированию и подготовлены все документы по подразделению включая должностные инструкции. Также мной было получено 5 ноутбуков для подразделения и на подходе были отдельные мониторы, для удобства работы. В дальнейшем всем без исключения сотрудникам в подразделении заказывали:

  • 2 монитора по 24 дюйма (у некоторых ребят были 28 дюймовые);
  • системный блок: CPU Intel i7-8700, ОЗУ 16 Гб, SSD 500 Гб, HDD 1 Тб;
  • ИБП.

На первом этапе было решено внедрять процессы тестирования по следующим информационным системам компании:

  • интернет-магазин;
  • система управления автоматизированными складами.

В команду я пригласил двух специалистов по тестированию, которые ранее работали со мной, и они стали на начальном этапе неформальными лидерами групп по тестированию обозначенных мной выше систем. Спасибо им за внесённый вклад и помощь. Надеюсь, они не будут против, если я озвучу их имена:

  • Сафиуллина Алёна.
  • Ненастьева Лорета.

Так начался процесс внедрения тестирования в компании включая нагрузочное и автоматизированное тестирование.

При внедрении процессов тестирования столкнулись с ожидаемой реакцией разработчиков и аналитиков – полное недоверие, игнорирование тестировщиков, задачи на тестирование не передавались. Это происходит во всех компаниях где ранее не было тестирования и оно начинает внедряться. Изначально к нам относились так, как будто мы собираемся забрать последнее у них. Поэтому нам постоянно приходилось доказывать нашу полезность. Со временем в нас действительно увидели помощников, которые снимают с разработчиков и аналитиков не профильную нагрузку.

Со временем, когда мы изучили системы и знали их функционал досконально, к нам начали приходить за помощью новички пришедшие в разработку и аналитику. Конечно же мы им помогали, и доверие к нам настолько укрепилось, что к нам за помощью начали приходить разработчики с систем, которые мы ещё не тестировали. Они просили нас подключиться к тестированию их систем или проектов, так как уже все осознавали, что с нашей помощью повышается качество информационных систем и мы снимаем с них непрофильную нагрузку по тестированию. Мы стали частью общей команды с чьим мнением начали считаться. Спасибо всем подразделениям разработки за оказанное доверие и плодотворную совместную работу.

За время формирования подразделения и команды были внедрены следующие процессы:

  • процессы ручного тестирования ряда систем и проектов;
  • процессы нагрузочного тестирование ряда систем и проектов;
  • автоматизированное тестирование определённых систем;
  • процесс тестирования требований на разработку по интернет-магазину и мобильным приложениям;
  • процесс анализа и обработки сложных инцидентов клиентов, которые не могут отработать в поддержке;
  • процессы приёмочного тестирования ряда систем.

Возможно, что-то не упомянул, но история меня простит.

Хронология внедрения процессов тестирования по информационным системам:

  • 2019 год:
    • интернет-магазин;
    • iFD WMS (система управления складами).
  • 2020 год:
    • SAP S/4HANA;
    • SAP CRM;
    • мобильные приложения (iOS, Android);
    • СЭД;
    • ERP-система собственной разработки (полностью не внедрено, до моего ухода);
    • сайт оптовых продаж на платформе Bitrix.

Подразделение развивалось, команда росла. Если в 2018 году мы начинали с 1 человека (с меня), то на март 2021 года в подразделении было:

  • 30 штатных сотрудников;
  • 12 сотрудников на подряде (работали, по сути, по схеме аутстаффинга, сотрудники были в нашем управлении);
  • 17 открытых вакансий и в работе были ещё вакансии на открытие.

Изначально при формировании команды мы следовали следующим принципам:

  • в подразделении должна быть постоянная взаимопомощь, недопустим отказ в помощи коллеге;
  • исключить присутствие в команде подхалимов, лизоблюдов, подлых и нечестных людей;
  • в команду берём новичков в тестировании с условием его быстрого роста, для этого он должен на начальном этапе много над собой работать, а мы помогаем всем чем можем;
  • на испытательном сроке каждый сотрудник проходит профессиональную подготовку в подразделении, чтобы подтянуть все навыки в тестировании, а также изучить тестируемую им систему;
  • каждый сотрудник должен постоянно профессионально развиваться;
  • автономность и самостоятельность сотрудников и групп, недопущение появления «узкого горлышка» на каком-либо уровне;
  • развитие и поощрение самостоятельности в каждом члене команды;
  • исключение микроменеджмента на всех уровнях управления, максимальное делегирование.

Сейчас смотря на сформированную команду, я понимаю, что у нас собрана сильная команда. Я с уверенностью могу сказать, что профессионализм сотрудников подразделения на высоком уровне. Что будет в будущем неизвестно.

В подразделении работали сотрудники как из офиса, так и удалённо. Сотрудники были из разных городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Великий Новгород, Воронеж, Белгород, Краснодар, Волжский, Самара, подрядчики из Минска (Беларусь). В подразделении были руководители групп тестирования, менеджеры по тестированию, тестировщики (ручные, автоматизаторы, нагрузочное тестирование), технические писатели, сотрудники подрядных организаций.

Я уверен, что если продолжить грамотно развивать процессы тестирования в компании, то подразделение тестирования может вырасти до 100 сотрудников, а возможно и более, так как систем и проектов в компании великое множество. Работы подразделению предстоит ещё много.

Принципы моего управления подразделением в данной статье не буду описывать, так как они мной озвучены в статье Как руководить отделом. Прочтите её после прочтения данной статьи.

За время работы в компании Сафиуллина Алёна выросла до руководителя группы тестирования. Многие сотрудники, которые начинали работать с нами, покинули компанию.

Компанию я покинул в марте 2021 года. В работе было сложно, но интересно. Мной создано ещё одно подраздление тестирования. Теперь началась совсем другая история, как в подразделении тестирования ООО «Комус», так и в моей профессиональной деятельности…

Вам в далёком будущем возможно будет интересно узнать историю данного подразделения. Кстати, подразделение называлось «Отдел управления качеством и тестирования». Мы не только тестировали информационные системы, но и выстраивали и улучшали многие процессы в компании.

Как мы проводили совместно время (выдержки)

P.S. Благодарность

Спасибо всем сотрудникам подразделения, так как благодаря вам у меня получилось сформировать подразделение тестирования, выстроить и улучшить многие процессы в компании. И спасибо за ваши подарки и за тёплые слова при расставании. Теперь я точно знаю, что не зря вложил столько сил в создание нашего подразделения.

узнать кто на фото | шаблон для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.