Если вы являетесь руководителем отдела тестирования, то после приёма на работу сотрудника вам необходимо рассказать ему о его должностных обязанностях, рассказать о тестируемых продуктах компании, ознакомить его с регламентом отдела, планом тестирования каждого продукта и т.д. Но это делают единицы руководителей, так как считают это лишним. Это происходит от того, что сами руководители воспринимают эти документы как «филькина грамота», которая им нужна только чтобы отчитаться перед вышестоящим руководством. Этим всё и сказано.

Мной эти документы воспринимаются как документы, которые поясняют моим сотрудникам как действовать в определённых ситуациях, что они должны делать, а что не относится к их зоне ответственности. Поэтому все регламентирующие документы составляются лично мной и постоянно дорабатываются и размещаются в открытом доступе, чтобы с ними могли ознакомиться не только сотрудники отдела тестирования, но и любой сотрудник компании. При добавлении информации в какой-либо документ высылается информационное письмо на сотрудников отдела тестирования с описанием изменений.

Теперь поговорим о должностной инструкции (далее ДИ) сотрудника отдела (любого). Зачем этот документ нужен? В ДИ озвучиваются навыки, которыми должен обладать сотрудник, должностные обязанности, права сотрудника, ответственность сотрудника и прочая информация, но не увлекайтесь — это не роман.

Если у вас нет должностной инструкции в отделе, то рано или поздно вы столкнётесь с ситуацией, когда давая задание сотруднику вы получите в ответ отказ и у вас завяжется длительный и возможно бесполезный для вас диалог:
— Необходимо выполнить {задание}.
— У меня этого нет в должностных обязанностях, поэтому этого я делать не буду, это не в моей компетенции и не мой уровень.
— А что входит в твои обязанности?
— Этот вопрос я должен задать тебе и получить документ, описывающий мои обязанности и утверждённый в нашей компании.

И тут вы практически ничего не сможете поделать, если только вы не обладаете непререкаемым авторитетом, который подкреплён уважением сотрудников. Но в эпоху беспринципности многих людей авторитет сейчас не всегда помогает.

Чтобы избежать многих проблем с сотрудниками в будущем рекомендую вам в первый же свой рабочий день на новом месте работы составить ДИ и передать её в отдел кадров на утверждение. После того как утвердят ДИ необходимо первое время контролировать, чтобы отдел кадров при устройстве на работу сотрудника давали ему знакомиться с ДИ под роспись. После этого в работе не будут возникать споры с сотрудниками что они должны делать. Это также будет вас дисциплинировать, чтобы вы на свой отдел не брали работу всех смежных отделов, разгружая других и необоснованно загружая своих сотрудников считая, что ваш отдел справиться лучше с обязанностями других отделов. Пусть все занимаются своим делом!

У меня есть готовая должностная инструкция тестировщика, которую я использую в своей работе, её и прикладываю к данной статье. Раньше она была проще, но с развитием технологий и с повышением требований к тестировщикам она была дополнена. Возможно в будущем она ещё будет дополняться. Данная ДИ не панацея, а всего лишь документ, который используется в реальной компании.

Если вы никогда не имели дело с ДИ, то алгоритм внедрения ДИ в компании следующий:
1. Написание должностной инструкции.
2. Согласование с вашим непосредственным начальником, если это не директор ИТ, то и с ним.
3. Отправка в отдел кадров на утверждение у генерального директора (возможно сами несёте).
4. Отмашка от отдела кадров, что документ включён в процесс приёма сотрудников и будет всем доноситься под роспись.
5. При приёме сотрудников по новому процессу проверяем, чтобы они ознакомились с ДИ под роспись.

Данная статья является продолжением статьи Как создать отдел тестирования программного обеспечения.

Обновлено 18.01.2021: Скачать актуальную должностную инструкцию можно в статье Должностные инструкции отдела тестирования