Внедрение JIRA Software #1. Теоретические основы

Внедрение JIRA Software

С данной статьи начинаю цикл статей по внедрению и настройке JIRA Software (далее JIRA). Изначально не хотел писать цикл данных статей, так как JIRA развивается быстрыми темпами и в будущем цикл статей может устареть. Однако чувство помощи другим взяло верх, поэтому если вы этот цикл статей читаете в 2999 году, то не судите строго за актуальность данного материала.

Если вам требуется моя помощь во внедрении JIRA Software или обучение, то свяжитесь со мной через форму обратной связи.

Начнём мы с вами с азов и постепенно будем двигаться погружаясь в тонкости системы. Об установке системы мы с вами говорить не будем, так как ничего сложного в установке системы нет, поэтому этот момент мы опустим. Мастер установки у JIRA Software простой и интуитивно понятный.

После того как мы установили систему нам требуется систему полностью настроить, а для этого мы должны знать о сущностях системы и их взаимосвязях. В данной статье кратко пройдёмся по теории и сущностям, а в следующих статьях начнём на практике осваивать настройку JIRA.

Проект

В JIRA центральное место занимает «Проект». В разных организациях под проектом понимают различные сущности. В организациях, в которых я работал, а также в которых выстраивал работу в рамках JIRA, бралось за правило, что «проект JIRA» = «разрабатываемому программному продукту». К примеру, если у кого-то в организации разрабатывается два программных продукта «УХО» и «НОС», то в JIRA создаётся два проекта с аналогичным названием.

Кто-то проекты воспринимает в том понимании, в котором его привыкли воспринимает проектные менеджеры. В этом случае, если у нас по «УХО» ведутся постоянные проекты по внедрению и реализации какого-либо функционала, то в JIRA на одно программное обеспечение «УХО» заведут десятки проектов. Это неудобно и со временем забивает JIRA простынями проектов, в каждом из которых будет всего по нескольку десятков задач.

В связи с вышесказанным рекомендую следовать правилу при создании проектов: 1 разрабатываемый продукт = 1 проект в JIRA. На вопрос «Как разделять в JIRA проекты по одному разрабатываемому продукту, если для реализации функционала запускается проектная деятельность менеджера по проекту?» ответ простой «Эпиками» и о них мы упомянем дальше.

Запрос

В JIRA все задачи, подзадачи, доработки ошибки, называются Запросами. Т.е. у нас есть запросы различных категорий: ошибка, задача, подзадача и т.д. Перед началом настройки вам требуется определиться, какие типы запросов вам нужны в системе. В системе есть как стандартные типы запросов, которые можно править и удалять, так можно создавать и свои типы запросов.

Стандартный набор:
• Ошибка
• Задача
• Подзадача
• Улучшение
• Доработка
• Эпик

Каждый проект может иметь свой набор запросов.

Немного отвлечёмся на Эпик. Эпик — это, по сути, большая пользовательская история, способ описания требований к разрабатываемой системе. Эпик, как правило, используется для описания крупных и сложных элементов, разработок продукта. В рамках Эпика можно вести проекты по разрабатываемому продукту менеджерам проектов, в этом случае все задачи в рамках проектной деятельности группируются Эпиками.

Схемы типов задач

Схемы типов задач отвечают за доступность определённых типов задач в каждом проекте.

Чтобы запросы определённых типов были доступны в проекте необходимо:
1. Создать схему типов задач.
2. Добавить в схему определённые типы задач.
3. Привязать к проекту схему типов задач.

Бизнес-процессы

У каждого типа запроса может быть свой жизненный цикл. За это отвечают настраиваемые схемы бизнес-процессов. В схемах бизнес процессов мы указываем, какой тип запроса, по какому бизнес-процессу может двигаться. Пример: Новое => В работе => Проверка => Завершено

Экраны

За отображение на карточке запроса определённых полей отвечают экраны. Экран позволяет настраивать какие поля, и данные будут видеть пользователи при открытии карточки задачи, ошибки и т.д.

Есть также такие сущности как «схемы экранов» и «схемы экранов для типов задач», которые привязываются к проекту и позволяют настраивать отображение различных полей для различных типов запросов.

Настраиваемые поля

Если нам не хватает стандартных полей в наших проектах и запросах, то мы можем создать свои поля с различными типами: выпадающие списки, текстовые, группы и т.д. В полях можно задавать предустановленные значения. Поля к проектам привязываются через «схемы конфигураций полей».

Приоритеты

У задач есть приоритеты: критический, высокий, низкий и т.д. У каждого проекта могут быть свои приоритеты. Это делается благодаря созданию «схем приоритетов» и привязки их к проектам.

Статусы

Бизнес-процессы используют статусы (Новое => В работе => Проверка => Завершено) и они как раз могут гибко нами настраиваться, удаляться, редактироваться.

Оповещения

В системе есть схемы оповещений, благодаря которым мы гибко настраиваем оповещения о различных действиях в различных проектах.

Схема прав доступа

К проектам привязываются схемы прав доступа. К одному проекту может быть привязана одна схема прав доступа. Схема прав доступа содержит перечень различных разрешений проекта для конкретных пользователей или групп.

Чтобы пользователь получил доступ к определённому проекту и мог что-либо в проекте делать нам необходимо, чтобы его добавили в схему прав доступа определённого проекта и предоставили определённое разрешение или же он должен быть включён в определённую группу, а в схему прав доступа уже добавляется группа. Рекомендую использовать второй вариант, так как он правильный и позволяет облегчить вам управление JIRA.

Вариант 1: Пользователь => Схема прав доступа => Проект.
Вариант 2: Пользователь => Группа => Схема прав доступа => Проект

В данной статье дан минимальный набор теоретических знаний, чтобы у вас в голове сложилось общее представление. В следующих статьях приступим к настройке всего вышеописанного.

Весь цикл статей:
#1. Теоретические основы (текущая статья)
#2. Типы и схемы типов задач
#3. Описание статусов и бизнес-процессов
#4. Создание статусов и бизнес-процессов
#5. Создание экранов и схем экранов
#6. Создание настраиваемых полей
#7. Создание приоритетов и схем приоритетов
#8. Создание схем оповещения
#9. Создание групп, ролей и схем прав доступа
#10. Создание и настройка проекта
#11. Полезные инструменты и методы работы
#12. Статья готовится…

Если вам требуется моя помощь во внедрении JIRA Software или обучение, то свяжитесь со мной через форму обратной связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.